Статья: «Школа для бизнес-леди», источник: республиканская газета «Казахстанская правда»

Untitled11В Астане представители Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, Министерства труда и социальной защиты населения, депутаты Мажилиса Парламента, центрального аппарата партии «Нур Отан» и других организаций подвели итоги реализации социально-инвестиционного проекта по переквалификации безработных женщин и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Деловой мир современного Казахстана отличается высоким уровнем женского участия в самых разных сферах деятельности, в том числе в бизнесе, где «горшки обжигают» не только созидатели мужского рода. Тем не менее отечественный рынок труда отличается крайней ограниченностью предложений по отношению к представительницам слабого пола. Поэтому женщины без профессии или с профессией, но без практики, как правило, в большей мере подвержены риску оказаться на периферии рыночной конкуренции, пополняя число безработных, а стало быть, социально уязвимых слоев населения.

Спрос на рынке труда определяется кадровой потребностью двух секторов экономики – государственного и негосударственного. При этом потребности последнего куда выше «верхнего потолка» госсектора, в вакансиях которого вряд ли есть место для женщин без экономического или технического образования и соответствующего опыта работы. К тому же не все образованные дамы могут состояться в госсекторе в качестве потенциальных управленцев, в том числе раскрыть и реализовать собственный человеческий потенциал – богатый жизненный опыт, интеллект, профессионализм и прочие индивидуальные качества.

Другое дело – сфера частного предпринимательства, перспективы которой в плане самореализации личности и достижения финансовой независимости поистине безграничны, особенно для людей активных и целеустремленных.
Именно этот фактор стал предпосылкой успешной реализации проекта по переквалификации безработных женщин, осуществленного Ассоциацией деловых женщин Казахстана при инвестиционной поддержке крупнейшей иностранной компании нефтегазового сектора «Шеврон».

В рамках программы социальной ответственности бизнеса эта компания остается одной из крупных инвестиционных партнеров Казахстана в реализации проектов социальной направленности, в том числе образования и профессиональной подготовки кадров для сферы предпринимательства.

Проект «Обучение безработных женщин», реализуемый в течение пяти лет Ассоциацией деловых женщин Казахстана под пат¬ронатом Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, также инвестировался этой компанией. И, как отметила на встрече за «круглым столом» советник компании «Шеврон» по связям с Правительством Динара Шакирбекова, социальные инвестиции компании рассчитаны на долгосрочную перспективу. При этом показателями их эффективного приложения должны быть реальные рабочие места и предпринимательские кадры, созданные в результате реализации совместных социально-инвестиционных проектов, созвучных целям и задачам Государственной программы «Занятость-2020».

Между тем утверждение о том, что в бизнес за руки никого не водят, верно, да только это сказано не про безработных женщин и не про тот бизнес, хлеб которого поистине пахнет потом.

Статистика достижения конечных целей проекта показывает, что за период его реализации в целом было переобучено порядка 3 тыс. безработных женщин в крупных городах страны. Из них около 10% участников проекта удалось в дальнейшем открыть свое дело и стать полноправными представителями малого и среднего бизнеса. Другие также не остались без работы. Около 70% женщин, прошедших в рамках проекта переобучение по специальностям, востребованным на рынке труда, были трудоустроены на предприятиях страны.

В текущем году переподготовку и обучение прошли 584 безработные женщины, из которых свыше 70% трудоустроены, а порядка 5% открыли собственный бизнес. Категории специальностей, на которых были акцентированы курсы переобучения, в основном относятся к сферам услуг и общепита, а также отрасли легкой промышленности: повар-кондитер, няня-воспитатель, парикмахер, швея, мастер маникюра, бухгалтер и офис-менеджер.

Востребованность этих профессий на рынке труда, как утверждает президент Ассоциации деловых женщин Казахстана Раушан Сарсенбаева, определялась методом мониторинга, проведенного совместно с управлениями занятости и социальных программ Астаны и Алматы.

Методика программы обучения проекта максимально ориентирована на практику. Поэтому основную часть времени обучающиеся группы проводили на производственных базах столичного колледжа «Туран-Профи», гостиничного комплекса «Думан», цехах швейных фирм КZtorg и ИП «Укеева», ресторана «Белый слон», в салонах центра здоровья и красоты «Далида» и других местах производственной практики. По окончании этих курсов слушателям были выданы профессиональные сертификаты и оказано содействие в трудоустройстве на предприятиях – партнерах ассоциации, согласно предварительной договоренности.

Следует отметить, что устранение структурного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда остается наиболее эффективной мерой социальной защиты женщин, не способных в силу отсутствия профессиональных навыков, образования, амбиций и других факторов самостоятельно встроиться в производственные процессы экономики.

Согласно социологическому исследованию Ассоциации деловых женщин Казахстана, контингент бизнес-леди нашей страны отличается высоким уровнем специалистов с высшим образованием. Число наиболее успешных женщин-предпринимателей – обладателей высших квалификаций, в том числе научных степеней, составляет 30% от общего количества людей, участвовавших в опросе. При этом высшее образование имеют порядка 44,8% женщин-предпринимателей, незаконченное высшее – 4,6%, среднее специальное – 16,9%, общее среднее – 2,2%, неполное среднее или восьмилетнее образование – 1,2%.

С точки зрения психологов, в том числе депутатаМажилиса Парламента, доктора психологии Серика Сейдуманова, наибольшее стремление к предпринимательской активности проявляется у женщин к 30 годам, когда они достигают определенной зрелости и как профессионально, так и психологически готовы начать свое дело на многосложной ниве бизнеса. Как правило, именно в этом возрасте человек начинает более трезво оценивать свои возможности и потенциальные качества, в том числе формировать четкую перспективу социального будущего. Поэтому причины, побудившие женщин заниматься предпринимательством, во всех случаях остаются важной социально-экономической характеристикой женского участия в бизнесе.

В когорте деловых женщин Казахстана выделяются две основные группы женщин-предпринимателей: инициативные – 84,9% и вынужденные – 15,1%, говорят эксперты АДЖК. Представители первой группы женщин-предпринимателей начинают заниматься бизнесом в целях самореализации, а также из интереса или престижа. В отличие от них другую категорию бизнес-леди на это толкает жизненная необходимость или отсутствие работы с достойной финансовой и моральной отдачей. К этой же группе относятся и те, кто в меньшей степени успел адаптироваться к рыночным условиям. Именно эта категория женщин в возрасте от 30 до 50 лет сегодня формирует уровень предложения на рынке труда – 59%.

В столичной практике социальной защиты населения только за 9 месяцев текущего года курсами профессиональной подготовки охвачено более 650 безработных женщин.

– С начала года для организации оплачиваемых общественных работ заключены соглашения со 137 работодателями Астаны, – сообщила в выступлении на мероприя¬тии руководитель управления занятости и социальных программ Астаны Алма Алтыбаева.

Как показывает практика, женское предпринимательство в основном сосредоточено в сфере услуг и торговли. Традиционным бизнесом для женщин являются салоны красоты и парикмахерские, гостиницы и кафе, детские сады и образовательные центры, туристические компании, агентства по недвижимости, а также мелкорозничная торговля. При этом сфера производства остается не достаточно охваченной женским участием.

По результатам опроса, более половины казахстанских женщин-предпринимателей, а именно 58,8%, имеют свой бизнес в сфере услуг. Около 33,4% освоили сферу мелкорозничной торговли. А вот производственников среди женщин-предпринимателей, участвовавших в исследовании, оказалось не густо – всего 7,8%.

И, наверное, потому та толика женщин, открывающих собственное дело в рамках проекта АДЖК при партнерстве с крупным бизнесом, имеет важное значение не только в плане снижения уровня женской безработицы, но и с точки зрения расширения контингента женского участия именно в производственных отраслях обрабатывающего сектора.

Хотелось бы отметить и то, что компания «Шеврон» оказывает финансовую поддержку проектам развития ремесленничества в Казахстане. Союз ремесленников, деятельность которого заключается в сохранении культурного наследия, представляет собой один из осязаемых результатов этой работы. По всему Казахстану были открыты семь региональных центров, которые помогают местным ремесленникам, в том числе женщинам, развивать свое мастерство и расширять рынок товаров данной специфики.

С учетом растущего спроса на эти товары и с тем, что проведение выставки ЕХРО 2017 не за горами, очевидно, есть смысл шире представить этот сектор в структуре малого бизнеса столицы, создавая специальные ремесленные кварталы, где наряду с представителями сильного пола демонстрировали бы исконно традиционно-прикладное искусство народа и наши мастерицы.

Источник: Казахстанская правда

Айту СУЛТАНОВ


Возврат к списку

© Copyright Ассоциация деловых женщин Казахстана
Яндекс.Метрика